Дважды кроссовер? Как едет XRAY Cross с подвеской от Весты

Источник: АвтоРЕВЮ №21 (644)2018

Дважды кроссовер? Как едет XRAY Cross с подвеской от Весты

          

·          

Почему XRAY Cross может не стесняться переднего привода

XRAY, ты ли это? Я уселся за руль, не скрючив ноги, разогнался, избежав рывков, и преодолел 600 км казахстанских дорог без помощи антидепрессантов. АвтоВАЗ не просто добавил стикер Cross на XRAY, а сделал почти новый автомобиль — как по возможностям, так и по характеру. А если учесть, что до выхода Кросса сайт lada.ru даже базовый XRAY называл кроссовером, то получается, что «кроссовый» XRAY — это... Все ведь помнят шутку про дважды автомобильный завод? Так вот теперь, выходит, у него есть дважды кроссовер.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/zast-XRAY-008.jpg

Клиренс 215 мм — это больше, чем у Лады 4х4 или уазовского Патриота, но полного привода нет и не будет. Про «автомат» тоже забудьте: в бизнес-планах АвтоВАЗа XRAY Cross фигурирует максимум с «роботом» АМТ. Где-то в набросках — мотор 1.6 (однако все будет зависеть от спроса), а совсем в тумане — вариатор. На сегодня выбора вообще не предусмотрено — только двигатель 1.8 с французской «механикой».

Но прежде чем объявить XRAY кроссовером-самозванцем, предлагаю вспомнить, что, по статистике 2018 года, 48% автомобилей Kia Sportage уехали из салонов в версиях 2WD, более доступный Renault Kaptur имеет передний привод в 49% случаев, Hyundai Creta — в 65%, а Nissan Qashqai — в 69%. Да, Tiguan, Duster и RAV4 стоят особняком, однако если брать лишь кроссоверы сегмента B+, то доля монопривода среди них почти 70%. Не от хорошей жизни, конечно, но, выбирая кроссовер, большинство скорее сэкономит на начинке, чем на обертке. Лада XRAY только этого и ждет.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/statistika.png

Статистика показывает не только востребованность Иксрея, но и грамотность маркетологов АвтоВАЗа, которые научились манипулировать спросом в своих интересах. Почти каждый раз, когда XRAY начинал затухать, они выбрасывали на рынок новую версию и оживляли продажи. Теперь настал черед Кросса — он поступил к дилерам в ноябре

Простой тест: что выбрать за ­700—800 тысяч рублей — XRAY c кондиционером или почти пустой, но более просторный Duster 4х2? Оказывается, на каждый проданный переднеприводный Duster приходится почти восемь Иксреев! А в абсолютном рейтинге продаж XRAY — самый популярный пятидверный ­хэтчбек России: Rio, Гранта, Sandero и Rapid отстают.

Хотя мне непросто понять людей, выбравших Ладу. Обычный XRAY я помню унылым автомобилем, получившим в наследство к платформе от Sandero весь набор генетических недугов Логана. А вот XRAY Cross, наоборот, запомнится Иксреем здорового человека — таким, каким он должен был стать с самого начала.

Техзадание Кросса выглядит как руководство по неотложной помощи для платформы B0. Внедрить регулировку руля по вылету и подогрев обода, снизить вибрации в рулевом механизме, поменять передние кресла, установить подогрев заднего дивана, заглушить шум в салоне, заменить задние барабанные тормоза дисковыми...

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/rul.png

XRAY Cross — второй после нового Дастера автомобиль платформы B0 c телескопической рулевой колонкой. Редукторный электроусилитель фирмы Автоэлектроника похож на усилитель Гранты, но мотор и характеристики — другие

Разумеется, у альянса Renault-Nissan есть и собственная программа оздоровления этого шасси (в действующем варианте платформа носит название Global Access), и они запустят ее уже в следующем году на кроссовере Arkana, однако делиться рецептом с АвтоВАЗом французы не спешат. Поэтому с B0 в Тольятти делали то, что умеют и без посторонней помощи, — превращали в Весту.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/podveska.png

Неизменным от платформы B0 остался только подрамник, хотя и у него теперь поперечина от Дастера. Рейка закреплена на подрамнике, ЭУР — на валу. Интересно, что АвтоВАЗ иллюстрировал новшества схемой от загадочной «праворукой» версии. К счастью, на всех тестовых автомобилях руль оказался там, где надо

Нижние рычаги от Логана поменяли на L-образные по примеру вестовских, задние дисковые тормоза перекочевали с Весты SW Cross почти без изменений. Бокс-подлокотник между передними креслами с USB-гнездом и кнопками подогрева дивана — оттуда же. Но сильнее всего на XRAY повлияли рулевая рейка и передние поворотные кулаки от Весты.

Электрический насос гидроусилителя не всегда справлялся со своей работой и на плохой дороге не создавал достаточного давления, чтобы гасить удары на руле, — объяснял мне директор проекта XRAY Олег Груненков. — Поэтому мы заменили его электроусилителем компании Автоэлектроника, которая делает похожие усилители для Гранты.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-082.jpg

Если вы заметили отличия Cross-салона от обычного, значит, вы, скорее всего, дизайнер АвтоВАЗа. Особые приметы здесь — бокс-подлокотник и новые кресла. Но на этом фото нарядный XRAY Cross Luxe Prestige за 888900 рублей с разноцветным интерьером, климат-контролем и навигацией, а базовый XRAY Classic за 729900 предлагает тканевый салон и лишен даже кондиционера, не говоря уж про подогрев сидений

А параллельно Стив Маттин потребовал более широкую колею, чтобы высокий Cross не выглядел худоногим. В результате передние колеса разъехались еще на 19 мм, XRAY получил новые кулаки и новые внешние ШРУСы, а среди неочевидных бонусов — плечо обкатки, ставшее отрицательным вместо положительного. Это значит, что при замедлении на миксте руль тянет не в сторону колеса, которое сильнее тормозит, как на Логане, а наоборот — в сторону коррекции заноса. На машинах логановского семейства эту особенность компенсировало раннее вмешательство ESP, а у Лады своя философия взаимодействия электроники и «железа».

Результат любопытный. Руль потяжелел и больше не бьется на колдобинах, однако характер электроусилителя я бы назвал упрямым. Во время парковки он принудительно выкручивает баранку в нулевое положение, но и на городских скоростях кажется, что электромотор стремится насильно поставить руль прямо. В ходовых дугах усилие становится натуральным, хотя после 90 км/ч электромеханика почему-то распускает хватку — и в зоне нуля возникает пустота. Усилитель Весты настроен лучше.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-093.jpg

Руль греется по всему ободу, но это удобство доступно лишь начиная с версии Luxe за 859900 рублей

Энергоемкость осталась коньком логановской «тележки», хотя все пружины и амортизаторы у Кросса новые — с ­удлиненным ходом и повышенной жесткостью. Комфорт не пострадал, хотя на плохом асфальте Cross не назвать мягким, но вместе с почти свободным от вибраций рулем и дополнительной шумоизоляцией кроссовый XRAY воспринимается приятнее обычного.

А в Казахстане новая Лада вообще чувствует себя как рыба в воде. Эта страна сама как кроссовер: здесь есть и китайские хайвеи, и советские областные дороги, и первозданные степные грунтовки. Восточный колорит и славянский алфавит, южный темперамент и снегопад в середине октября. Лучше всего XRAY Cross едет как раз по вздувшемуся и залатанному старому асфальту — с подбросами, но без пробоев и смещений. Если вестибулярка позволяет, можно даже не сбавлять ход после автострады.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-022.jpg

По грунтовке мчать тоже приятно — комфортна почти любая скорость вплоть до 100 км/ч. Но когда под колеса попадает злая гребенка с короткой волной, рулевая колонка начинает плясать и колотиться — новому телескопическому механизму не хватает жесткости, а у первых серийных экземпляров колонка и на стоянке шевелится даже с полностью затянутым замком регулировки.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/shmumka.png

Акустику в салоне облагородил целый пакет шумоизолирующих деталей. Главный эффект дает ворсовая «подкладка» колесных арок, моторного щита и пола

XRAY теперь меньше боится перегибов и подъемов, ведь вместе с выросшим на 20 мм клиренсом увеличились и углы въезда (до 21 градуса) и съезда (до 34 градусов). Но у приподнятого кузова есть обратный эффект: при смене полосы Cross обостряет реакцию по мере роста крена, перестраиваясь как бы в два приема — сначала плавно, затем резко. Такой характер нечасто служит признаком хорошего шасси, и Веста Cross, например, ведет себя солиднее.

А как следствие этой особенности — «заносчивый» характер на грунтовке, где XRAY охотно метет кормой при малейшей провокации. Правда, и стабилизируется Cross просто. Нескучный автомобиль.

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Главный бонус передних кресел от Каджара — складная спинка правого сиденья. Ровного столика не получится, зато влезут вещи длиной до 267 см! Полезный объем салона в такой конфигурации — 1514 л! Если сложен только диван — 1207 л, а объем багажника с пятиместным салоном не изменился — 361 л

Двигатель 1.8 на машине, выпущенной в начале октября, точно самый гармоничный из всех моторов ВАЗ-21179, с которыми я имел дело. И снизу тянет почти ровно, и наверху крутится охотно. Хотя по-прежнему не тих и прожорлив — лишний раз напоминает, что Ладе нужна шестиступенчатая трансмиссия. А еще лучше «автомат» или вариатор.

Однако вместо этого XRAY первым среди Лад получил кнопку Sport — она обостряет акселератор, но в настройки электроусилителя руля не вмешивается. В городе «спортивный газ» удобен, однако разгоняется XRAY с ним комично: в момент смены передач электроника не просто удерживает обороты, а ­подбрасывает стрелку тахометра на ­500—700 ­об/мин, словно водитель-новичок забыл снять ногу с педали.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-096.jpg

Ради большего простора в коленях диван сдвинут на 25 мм назад и на 4 мм вниз, спинка теперь стоит вертикальнее на два градуса, но без рулетки очевиден только выигрыш в просторе для ступней. Вслед за Кроссом такой диван получит и обычный XRAY

Эффект в разгонной динамике неощутим. Более того, в дисциплине 0—100 км/ч XRAY Cross де-юре на полсекунды медленнее, чем обычный XRAY, — по-видимому, из-за колес размерности 215/50 R17 с выросшим внешним радиусом.

Зато вместе со спорткнопкой появилась шайба системы Ride Select c двумя специальными режимами — Песок и Снег/Грязь, а также с отдельным положением, выключающим систему стабилизации на скорости до 58 км/ч. Для АвтоВАЗа это уже второй этап доработки ESC платформы B0, если первым считать появление в 2017 году кнопки отключения антипробуксовочной системы. Ride Select сделан по образу шайбы Grip Control на автомобилях Peugeot. По задумке в режиме для снега и грязи электроника позволит больше буксовать и блокировать колеса на торможении (чтобы нагрести под шинами бруствер), а Песок, наоборот, делает акселератор мягче — и строже относится к проскальзыванию колес.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/salon-lada.jpg

• Шайба Ride Select и подогрев передних кресел появляются начиная с комплектации Comfort (минимум — 809900 рублей). Кнопки «грелок», в том числе и ветрового стекла, собраны в единый блок и все вместе страдают хлипкостью: нажатия не сопровождаются щелчком. Назначение заглушки (вторая кнопка слева) АвтоВАЗ пока держит в секрете
• Модернизированные передние кресла — симбиоз старой подушки с измененной набивкой и спинки от кроссовера Renault Kadjar. Уши боковой поддержки рельефные, но широкие. Регулировка по углу с крупным шагом, боковых подушек ­безопасности пока не предусмотрено

Но не стоит воспринимать пиктограммы на шайбе буквально. Например, режим со снежинкой (для снега и грязи) рассчитан на рыхлые глубокие покрытия и почти бесполезен на скользком укатанном подъеме, где лучше всего подходит аккуратный базовый режим ESC. Да и вообще, эффект разгона больше зависит от грамотной работы педалями, чем от положения шайбы: если бездумно давить на газ, XRAY Cross много буксует на любом покрытии и в любом режиме, кроме базового. К тому же если при движении по сыпучей дороге вы выбрали режим Песок и разогнались свыше 58 км/ч, то ESC автоматически перейдет к базовой программе и не вернется в «песчаную» при снижении скорости.

А еще стоит помнить, что и подвеска, и электроусилитель, и Ride Control в этом Иксрее настроены под всесезонные шины ContiCrossContact LX2, состав и характеристики которых специально подобраны под Cross-версию. Как XRAY поведет себя на других покрышках, пока неясно.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-041.jpg

Вазовская программа оздоровления платформы B0 выглядит на редкость дельной, хотя Ладу подводят нюансы реализации, которые вроде бы несложно исправить, усилив для начала жесткость рулевой колонки. А в идеале тольяттинский Cross-пакет наверняка не помешал бы и самой компании Renault — на Логанах и Sandero. Увы, вероятность этого стремится к нулю, потому что, разрабатывая XRAY Cross, ­АвтоВАЗ брал в расчет лишь свои нужды, ресурсы и компоненты. Участие альянса, по сути, свелось к выделению бюджета и непротивлению. Поэтому как бы ни нуждались бюджетные автомобили Renault в телескопической колонке, электроусилителе или подогреве руля, адаптация для них решений АвтоВАЗа с учетом глобальных нормативов фирмы Renault вылилась бы в годы и миллионы.

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-031.jpg

А Лада XRAY Cross будет стоить на 85—94 тысячи дороже, чем обычный XRAY. На мой взгляд, это меньше, чем сумма его новообретенных качеств, — даже с учетом того, что самый богатый XRAY Cross в комплектации Luxe Prestige вплотную подобрался к отметке 900 тысяч рублей. Мимо своего покупателя «здоровый XRAY» не проедет — статистика спроса не дает в этом сомневаться.

Ну а чтобы стать по-настоящему универсальным кроссовером, Иксрею теперь не хватает только полного привода и «автомата». Хотя тогда это был бы уже трижды кроссовер. 

https://autoreview.ru/images/gallery/2018/21/lada/LADA-XRAY-018.jpg

Паспортные данные

Автомобиль

Лада XRAY Cross

Тип кузова

пятидверный хэтчбек

Число мест

5

Размеры, мм

длина

4171

ширина

1810

высота

1645

колесная база

2592

колея спереди/сзади

1503/1546

Объем багажника, л

361—1207*

Снаряженная масса, кг

1295

Полная масса, кг

1650

Двигатель

бензиновый, с комбинированным впрыском

Расположение

cпереди, поперечно

Число и расположение цилиндров

4, в ряд

Рабочий объем, см3

1774

Диаметр цилиндра/ход 

 

поршня, мм

82,0/84,0

Степень сжатия

10,3:1

Число клапанов

16

Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин

122/90/6050

Макс. крутящий момент, 

 

Нм/об/мин

170/3700

Коробка передач

механическая, 5-ступенчатая (роботизированная, 5-ступенчатая)**

Привод

передний

Передняя подвеска

независимая, 

пружинная, McPherson

 

Задняя подвеска

полузависимая, пружинная

Передние тормоза

дисковые, вентилируемые

Задние тормоза

дисковые

Размерность шин

215/50 R17

Максимальная скорость, км/ч

180 (176)

Время разгона 0—100 км/ч, с

10,9 (12,7)

Расход топлива, л/100 км

городской цикл

9,7 (9,5)

загородный цикл

6,3 (6,1)

смешанный цикл

7,5 (7,4)

Емкость топливного бака, л

50

Топливо

бензин АИ-92—95

* Со сложенными задними сиденьями

** В скобках — данные для версии с роботизированной коробкой передач