Переднеприводные «калины» и «приоры» оснащены электрическими усилителями рулевого управления.

Причем у этих устройств четыре поставщика и три различные конструкции. В чем особенности каждой из них и как они влияют на поведение автомобиля, выяснял Вячеслав Субботин.

Eще до поездки на завод слышал, что «калины» комплектуют ЭУРами несколько предприя­тий, но что из-за этого машина ведет себя по разному, не догады­вался. Нет. это вовсе не означает, что один хуже другого, все они выпол­няют предписанные задачи - но каж­дый по-своему. Полагаю, найденные нюансы можно учесть при покупке машины, подбирая се к особенностям характера водителя или условиям экс­плуатации.

ЭЛЕКТРОТЯГА

Электрические усилители появились в рулевом управлении сравнительно недавно и сразу стали популярны в классе небольших городских машин. Просто, дешево, легко подобрать характеристики, малое потребление энергии (когда руль прямо - вообще ноль) и почти никаких затрат на обслуживание. Максимальная помощь от электричества, скажем, па парковке - 5/6 требуемой мощ­ности, на долю водителя остается лишь 1/6. С повышением скорости авто компенсирующий момент умень­шается, а на сотне вообще мизерный. Схематически усилители устро­ены так: на валу руля закреплена шестеренка, которую вращает элек­тродвигатель, - это редукторный уси­литель. Есть вариант проще и изящ­нее - безредукторный. В нем рулевой вал служит ротором электромотора.

Минусы управления авто с электроусилителем определяет его кон­струкция. При прямолинейном дви­жении нейтральное положение руля ощущается недостаточно четко, при­сутствует небольшая вязкость в реак­циях на быстрый поворот баранки, воспринимаемая как некая инерт­ность. А еще - скромная мощность усилителя, что не позволяет приме­нять его на более тяжелых автомоби­лях - класса С и выше, например крос­соверах или вседорожниках. Конечно, создать такой усилитель можно, но он будет ГРОМОЗДКИМ и увесистым.

ДРУЖБА НАРОДОВ

Ныне на «калины» ставят два вари­анта усилителей. Первый, редук-торный махачкалинского завода «Авиаагрегат» - примерно на треть объема выпуска, второй, схожий по конструкции, довольно известной в мире корейской компании Mamie. -на 70%. В активе «иностранца» пре­жде всего безупречное качество изго­товления.

На «Приору» идет иной усили­тель - безредукторный. от довольно мощного калужского предприятия «Автоэлектроника". Или - в неболь­ших количествах - такой же, но ново­сибирского объединения «Север».

Конструкторы предусмотрели варианты установки безредукторного усилителя и на «Калину» в качестве третьей возможной комплектации. Но до конвейера это решение пока не дошло. Хотя у безредукторного устройства есть очевидные преиму­щества перед традиционным редукторным: меньше инерционная масса (потому нет эффекта тяжелого махо­вика), соответственно точнее и четче управление авто: нет лишних нар тре­ния н. понятно, механических потерь, все компактно, да еще и недорого.

Еще одну изюминку инженеры держат пока в загашнике - это корот­кая рейка. На сегодняшних машинах она длинновата. Полное число обо­ротов руля от упора до упора почти четыре с половиной, а с короткой всего три. Управление авто с послед­ней значительно четче, особенно при экстремальных маневрах.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

Проверим все комбинации в деле. Упражнения таковы: парковка на пло­щадке, в начале испытательного авто­вазовского трека «змейка», имитация городского движения перед первым виражом, после него режим скорост­ного шоссе с активным перестроением управление на максимальной скорости, маневры на вираже на большой ско­рости и в зaвершение объезд препят­ствия - «лосиный тест».

В первой «Калине» усилитель Mando. На месте легко кручу руль одним пальцем, очень удобно. Выез­жаю на «змейку», активно вращаю руль и замечаю инертность в меха­низме - так называемый эффект маховика, о котором ранее говорили конструкторы. Разгоняюсь до ста двадцати - здесь недостаточно четко ощущается «ноль» (передние колеса в положении прямо), тем не менее заданную траекторию машина держит стабильно.

На ста пятидесяти поведение ста­новится лучше, хотя до идеала по чув­ствительности далековато. Интенсивно перестраиваюсь из ряда в ряд. Машина с легкой задержкой отзывается на движение рулем и не сразу, с лен­цой, возвращается в прямолинейное направление. Но на высокой скорости эффект маховика исчезает - будто кто-то отстегнул гири, до того висев­шие на валу рулевого управления. На последний тест - объезд препят­ствия - захожу при 60 км/ч. быстро меняю ряд и возвращаюсь в него же. Но что это? Я разметал правым бортом все конусы финального коридора, так размашисто вращал рулем, что чуть не «потерял» «Калину». Очень уж лег­кий руль (так понравился при парко­вании!) и низкая его информативность вкупе с большими углами его поворота подвели при выполнении переставки с возвращением на первую полосу.

На «Калине» с махачкалинским усилителем вращать баранку на месте чуть труднее. Хотя даже даме допол­нительных «электрических» усилий от него хватит за глаза. На небольшой скорости руль кажется немного зажа­тым, но эффект маховика меньше, чем с «корейцем». Уже на слаломе более понятен «ноль» и четче ощущение поворота на малых углах. На скорости 120 км/ч управление весьма комфорт­ное и понятное. Машина быстрее реа­гирует на команды рулем и четко их исполняет, меняя полосу. Важно, что на увеличение угла поворота отвечает нарастающее усилие, которое застав­ляет руль вернуться в нейтральное положение после маневра. При высо­кой и максимальной скорости инфор­мативность на руле еще выше. Машина отлично держит заданный курс не только на прямой, но и на разных высотах виража скоростной дороги полигона. Притормаживаю и с теми же 60 км/ч захожу на знакомый «объезд». Хорошая реакция, четкое повеление - машина вышла из последнего кори­дора с кренами и близко к конусам, но ни одного не задела.

На старт вызываю " Приору» с безредукторным ЭУРом. Мне казалось, что заявленные характеристики не позво­лят на неподвижном автомобиле вра­щать руль с той же легкостью, какую дают редукторные усилители. Но нет, величина прилагаемых к баранке усилий позволяет поставить этот ЭУР между махачкалинским и корейским «помощниками». Оптимально.

На 30-40 км/ч баранка легко и четко возвращается в «ноль», как только к ней перестаешь при­кладывать усилие, причем совсем не чувствуется инерционность. Видимо, потому «змейку» прохожу с большей скоростью и удовольствием. На 120 км/ч перестроение из ряда в ряд комфортное и даже агрессивное. Руль с нарастающим усилием сопро­тивляется поворотам на большие углы, сохраняя у водителя чувство уверен­ного владения машиной.

Однако на максималке по прямой и в вираже нейтральное положение не столь четко, как показалось при 120 км/ч. Хотя неискушенный води­тель, думаю, этого не заметит. Пере-ставку прошел даже с большей началь­ной скоростью - 70 км/ч, на выходе не уложил ни единого конуса. Есть маленькое замечание: из-за длинной рейки пришлось вращать руль от души, размашисто.

На сладкое - «Калина» буду­щего: сочетание короткой рейки и безрелукторного (приоровского) усилителя. На месте руль слегка тяже­ловат на фоне предыдущих вариан­тов (но не критично). Однако стоит тронуться, как об этом неудобстве забываешь: авто отменно рулится даже на малой скорости - быстро, четко, без вязкости в рулевом управ­лении и запаздываний. «Змейку» про­шел, словно на хорошо отстроенном спортивном авто, в котором руль отклоняют вправо-влево всего лишь на несколько градусов.

При 120 км/ч поправилась очень четкая стабилизация после перестрое­ний. «Ноль» прозрачный и точный. В поворотах ощутима прогрессивная зависимость нарастания усилия на руле от угла его поворота. Очень приятное впечатление. Стоит отпустить баранку, и она почти мгновенно возвраща­ется в «нейтраль. На ста пятидесяти и выше с таким рулем можно даже не напрягаться, фиксация на прямой и рулежка - что надо. На «лосиный тест» заезжал уже смело - под 80 км/ч. Короткие взмахи рулем, и все кори­доры проскочил играючи.

НА ЛЮБИТЕЛЯ

Подведем итоги. Все сегодняшние уси­лители со своей работой справляются должным образом. Ни один не вызвал у меня отрицательной реакции. Раз­ница в поведении – по большому счету нюансы, которые в повседневной жизни для многих останутся незамеченными. Но если автомобиль все свое время снует по городским улицам, я предпочел бы «Калину» с корейским усилителем. То же самое рекомендую слабому полу, А вот если авто чаще летает по шоссе, то я за усилитель махачкалинского «Авиаагрегата».
Считаю, что горожанину, слившемуся с деревней, больше подойдет безредукторный усилитель. Потенциальным владельцам «приор» выбирать не при­ходится, там уже стоит сбалансиро­ванное устройство калужского завода «Автоэлектроника» либо новосибир­ского «Севера».

 За рулем / 2011 / 02